Методика развития ребенка Монтессори Методика развития ребенка Монтессори
Новорождённый иконка

Методика развития ребенка Монтессори

    Содержание:

  1. В чем суть методики Монтессори для детей
  2. Ключевые принципы системы развития Монтессори
  3. Сенситивные периоды по Монтессори
  4. Преимущества методики развития Марии Монтессори
  5. Недостатки методики развития детей Монтессори

Многие родители задумываются о развитии ребенка с самого раннего детства. Они изучают различные варианты занятий и подходов. Одной из самых популярных на протяжении многих лет является методика Монтессори. По ней занимаются в различных развивающих центрах, детских садах и в домашних условиях. У этой методики есть как сторонники, так и противники, при всех своих плюсах система Монтессори не лишена и определенных недостатков. Попробуем разобраться, поможет ли подобная развивающая практика помочь в развитии способностей малыша, или это не более чем распиаренная «пустышка»?

Истоки методики развития Монтессори

В чем суть методики Монтессори для детей

Когда Мария Монтессори разрабатывала свою методику раннего развития, она опиралась на ключевой принцип: все дети — это уникальность, маленькая личность, и они в силу своей природы и возраста постоянно стремятся к развитию. Кроме того, малыши интуитивно чувствуют, что им больше всего нужно в данный конкретный момент времени, какие сферы своей личности требуют активного развития.

Исходя из этого, ключевые задачи взрослых в системе обучения Монтессори — не методично обучать детей, а ненавязчиво и мягко подтолкнуть к самостоятельному изучению определенных вопросов. Если дети делают свой выбор самостоятельно, определяя, как, чем и когда играть, обучающие взрослые должны отстраниться и наблюдать, помогая только в случае, когда это нужно.

Таким образом, технология М. Монтессори берет за основу принцип: «Помогите мне сделать это самостоятельно!». В основе лежит естественность в развитии малыша, развитие навыков самостоятельности и разумные границы свободы действий и желаний.

Ключевые принципы системы развития Монтессори

В основе метода развития детей Монтессори лежит несколько принципов, которые позволяют активно и с максимальным эффектом стимулировать раннее развитие детей.

Хотя метод Монтессори предназначен для детей раннего возраста, он подразумевает разновозрастные группы. Это полезно тем, что старшие ребята, так или иначе, своим примером обучают младших, на фоне чего развивают свои лидерские качества. Младшие ребятишки в группе учатся заботе о других, формируют навыки сотрудничества, взаимопомощи, решения конфликтов в случае недопониманий.

Занятия по методу воспитания Монтессори проводят в специально подготовленной среде. Ту комнату, где играют и занимаются малыши, разделяют на несколько разных зон:

  • Математическая.

  • Естествознания.

  • Языковая.

  • Сенсорная.

  • Практической жизни.

Могут также быть добавлены спортивная, творческая и игровая зоны. Ребенку не дают ограничений, он может заниматься в той части, где ему больше всего нравится, на протяжении всего дня. Педагогу в этом случае нужно только подстраиваться под его интересы, давая возможность выражения чувств, активных действий и мыслительного процесса. Это позволяет проводить обучение легко, без принуждения в соревновательном процессе со сверстниками или старшими детьми.

Также в методе Марии Монтессори взрослому отводится второстепенная роль: он только помогает, но не выступает в роли наставника. Его задача — подстегнуть интерес ребенка, общаясь с ним, но не навязывая свое мнение, а подводя ребенка к получению ответов на его вопросы.

Детям мягко прививают обязательные правила — каждую вещь, которую он взял для игры или занятий, затем необходимо убирать на их место. Это помогает прививать привычку к порядку. Игрушки, книги, развивающие пособия ставятся или кладутся на то место, где они были взяты.

Также развивающие методики Монтессори направлены на развитие мелкой моторики рук и органов чувств — вкуса, слуха, зрения, обоняния и осязания. Сама Мария считала, что развитие аккуратности в действиях с мелкими предметами помогает стимулировать интеллектуальные способности, память и тренирует внимание. Поэтому система содержит массу видов деятельности, которая связана с сортировкой предметов, нанизыванием их на шнурки, угадыванием по фактуре и очертаниям.

Не допускаются строгие запреты с критикой — дети имеют право ошибаться, они вполне могут дойти до нужных выводов самостоятельно.

В системе обучения М. Монтессори стимулируется, поощряется и прививается самостоятельность: пособия разложены на полках таким образом, чтобы дети могли сами их взять и затем положить на место. Все игры, книги и пособия не дублируются, есть только по одному экземпляру — это стимулирует в детях способность договариваться, взаимодействовать и соблюдать очередность.

Сенситивные периоды по Монтессори

Сенситивные периоды по Монтессори

Система направлена на развитие сенситивного восприятия, а его становление, по данным этой системы, разделяется на этапы. Каждый сенситивный период — это тот возраст, на протяжении которого дети естественно и легко обучаются определенным вещам, умениям и навыкам. Если время того или иного знания еще не пришло или оно было упущено, ребенок будет испытывать трудности в освоении или не проявит должного интереса. Поэтому в педагогике Монтессори обращают внимание на шесть периодов.

  • От рождения до 3 лет — период восприятия порядка. Детей старше трех лет гораздо сложнее научить все убирать за собой, чем малыша первых лет жизни. Причем соблюдение порядка и чистоты — это один из базовых методов данной методики. Детей постепенно обучают брать игрушки и книги, вещи со своих мест и затем в обязательном порядке возвращать их на свое место. Кроме того, дети обязательно должны вытереть за собой крошки, пролитую воду, подмести рассыпанный мусор и помогать в наведении порядка в доме.

  • С 1 года до 4 лет — период формирования действий и движений. В это время дети должны постоянно гулять, играть на детских площадках, качаться на качелях, кататься с горок. Это помогает ребенку активнее развивать координацию движений, укрепляет все мышцы тела, стимулирует рост скелета, развитие суставов и связок.

  • С рождения до 5 лет — время сенсорного развития. Это период, когда познание мира происходит за счет органов чувств: раскрывается мир запахов, вкусов и тактильных ощущений. Дети в это время формируют представления о форме и цвете, размерах и текстурах предметов.

  • С полутора до 5 лет — время восприятия малого. Это процесс становления мелкой моторики, которую помогают развивать простейшие подручные материалы — крупы, бусы, пазлы и т. д.

  • С рождения до 6 лет — речевой период. До года дети только овладевают первыми звуками и слогами, но затем происходит бурное формирование речевых навыков. Помочь в развитии могут карточки и книги, наглядные пособия и живое общение.

  • С двух до 5 лет — социальный период. В это время необходимо осваивать азы общения и вежливости, но важно показать пример, а не насильно заставлять ребенка.

Преимущества методики развития Марии Монтессори

Преимущества методики развития Марии Монтессори

Методика обладает рядом положительных моментов, которые выделяют родители и специалисты. Это:

  • Возможность для ребенка развиваться самостоятельно, в удобном для его личности темпе, без навязчивого влияния со стороны взрослых.

  • Основа метода развития Монтессори — свобода личности, что помогает в формировании мышления человека, который уважает и ценит свободу себя и окружающих его людей.

  • Отказ от критики и негативных оценок, что предупреждает развитие комплексов и неуверенности в себе.

  • Постепенное обучение через игру с увлеченностью процессом, без нажима и давления.

  • Внимание к развитию сенсорного восприятия и моторики детей, что стимулирует развитие умственных процессов.

  • Разновозрастные группы с детьми от 1 до 6–7 лет, позволяющие формировать подгруппы по общим интересам.

  • Возможность обучения младших на примере старших, что дает более эффективное обучение, чем пример взрослых. Формирование у старших детей в группе ответственности и навыков заботы о малышах.

  • Отличное развитие навыков самообслуживания, способность принимать собственные решения, решительность.

Детям в методике раннего развития Марии Монтессори постепенно прививают доступные и понятные для них правила, которые им очень помогут в жизни. Это:

  1. Нельзя мешать другим, когда они заняты.

  2. Необходимо учитывать интересы других, когда выбирается место для своей деятельности.

  3. Нельзя шуметь, это может мешать другим людям.

  4. После игр или работы нужно все убирать на места, привести рабочее место в надлежащий вид.

  5. Если игрушка или книга заняты, нужно подождать своей очереди, понаблюдав за процессом.

Недостатки методики развития детей Монтессори

Хотя педагогические технологии Монтессори достаточно популярны по всему миру, у них есть и ряд существенных недостатков, из-за чего специалисты критикуют систему.

Так, в частности, часто говорится о том, что технология саморазвития Монтессори не стимулирует раскрытия творческих способностей, коммуникативных навыков и воображения, что и считают ее главным минусом.

Система существенно принижает значение игровой деятельности в жизни детей и их развитии. Сама Мария считала, что использование игрушек уводит детей из их реальной жизни и не дает для них в последующем никакой практической ценности. Однако учеными давно доказано, что это неверный подход к воспитанию: значение различных игр в развитии ребенка крайне высоко и нельзя его недооценивать и исключать из развития цельной личности.

Автор недооценивала роль рассказов и сказок в развивающем педагогическом процессе, поэтому предлагала их заменить только практическим описанием всех окружающих ребенка предметов. Но важно понимать, что сказки помогают формировать у детей правильные представления о взрослой жизни, взаимоотношениях людей, дают понимание добра и зла.

Огромным минусом системы является роль взрослых — родителей и педагогов, которые не выступают в роли авторитетов, к чему мы привыкли в своем детстве. У ребенка, выросшего в подобной системе, могут возникать проблемы обучения в будущем, когда необходимо будет перестроение на роль учителя школы. Дети, которые были воспитаны на основе технологии Марии Монтессори, могут привыкать к тому, что знания даются без приложения особых усилий. Это может вести к тому, что в будущем им не захочется трудиться, чтобы получать желаемые результаты. Есть также данные о том, что детям, которые проходили обучение в классических Монтессори-садах, сложнее затем обучаться в школе по традиционной методике.

Надеемся, эта статья была вам полезна. Чтобы получать подобные материалы, подпишитесь на нашу рассылку. Она будет снабжать вас полезной и актуальной информацией не только во время беременности, но и в первые, самые сложные месяцы материнства.

EmptyView

EmptyView

Loader Icon