- Методы арт-терапии
- Чем полезна арт-терапия?
- Арт-терапия страхов у детей
- Где проводятся упражнения по арт-терапии?
Содержание:
Арт-терапия — один из самых известных и востребованных методов психологической помощи в детской психотерапии. Дети, особенно дошкольники и младшие школьники, с интересом участвуют в творчестве и обсуждают сам процесс и результаты с арт-терапевтом.
Методы арт-терапии
Варианты направлений можно подобрать на любой вкус:
-
рисование,
-
лепка,
-
движение как спонтанный танец,
-
пение,
-
свободное фантазирование,
-
драматическое представление,
-
песочная терапия,
-
куклотерапия,
-
рассматривание арт-объектов.
Говорят, сколько существует видов искусства — столько и видов арт-терапии можно создать.
У нас на сайте есть и другие интересные материалы об играх, творчестве и развитии ребенка:
Чем полезна арт-терапия?
Метод помогает улучшить психоэмоциональное состояние ребенка, снять напряжение (эмоциональное и физическое), переработать и устранить страхи, справиться со сложными событиями (переезд, смена детского сада или школы, потери и т. п.). Одновременно стимулируется развитие ребенка, поскольку в процессе работы развивается саморефлексия (понимание своих чувств и умение их называть), и за счет снижения тревоги и напряжения высвобождаются ресурсы на познавательную активность. Еще один плюс метода — возможность диагностики состояния ребенка непосредственно во время работы.
Арт-терапия для детей не фокусируется на результате. Важнее сам процесс творчества, и то, что ребенок чувствует и переживает в этом процессе. Результату не дается оценки, и это помогает снять страх сделать плохо и неправильно. Создав нечто новое, ребенок узнает, что способен что-то придумать, реализовать свою идею и сделать это с удовольствием. Обязательный элемент работы — это обсуждение с ребенком его чувств в моменте творчества и сразу после него.
Пусть ничто не мешает творчеству малыша! Попробуйте трусики нового поколения Huggies Elite Soft. Они в два раза тоньше предыдущей модели, при этом впитывают на 20% больше и обеспечивают непревзойденную вентиляцию кожи!
Метод не имеет серьезных ограничений по возрасту — с детьми можно работать в техниках арт-терапии приблизительно с двух лет. Достаточно, чтобы у ребенка был интерес к творческому самовыражению и возможность, хотя бы ограниченно, говорить о происходящем.
Техники арт-терапии для детей дошкольного возраста включают как в индивидуальные занятия, так и в групповые. Конечно, индивидуальные занятия для самых маленьких детей предпочтительнее, хотя и при работе в большой группе (3–4 человека) метод тоже показывает хорошие результаты. Для детей старшего возраста групповые занятия помогают творческому выражению и облегчению невротической симптоматики. А еще дают возможность увидеть, как проживают свои сложности ровесники, почувствовать себя не одиноким в своих переживаниях.
Арт-терапия страхов у детей
Особенно часто арт-терапия применяется в работе с дошкольниками и младшими школьниками. В возрасте 5–8 лет у детей в норме появляется много страхов. Такой всплеск связан с развитием фантазии и с повышением социальной активности ребенка.
Расширяются социальные связи, в жизни ребенка появляется детский сад и/или начальная школа. У ребенка открыт доступ к новой информации, он взаимодействует с новыми людьми и вынужден «переваривать» много чувств, иногда не вполне социально приемлемых.
У ребенка возникает много напряжения, особенно если он не очень успешен в детском коллективе или его отношения с новыми взрослыми (воспитателями, учителями) не налаживаются. Возросшее напряжение и тревогу активная детская фантазия трансформирует в пугающие образы монстров, террористов, опасных животных и т. п.
Все о стрессах и страхах малышей — в новом сезоне Школы родителей Huggies с участием психологов. Смотрите сейчас!
Арт-терапия страхов у детей включает ряд упражнений, направленных как на непосредственное обозначение образов страха и поиск способа справиться с ним, так и на снятие общей тревоги.
Как работать со страхом?
В домашних условиях поиск стратегий совладания со страхом может выглядеть так. Взрослый предлагает ребенку нарисовать серию рисунков на тему страха. На первом рисунке может быть изображена сама страшная ситуация — встреча героя с объектом страха.
Герой здесь не сам ребенок, но некоторый его представитель (какой-то мальчик или девочка или любой персонаж, которого ребенок выберет). Герой играет символическую роль, с ним можно ассоциироваться и в то же время не слишком пугаться, наблюдая со стороны за его приключениями. На последующих рисунках можно нарисовать истории из жизни объекта страха — где он живет, с кем общается, чем занимается и чего хочет.
Таким образом, страх исследуется, а символическая роль рисунка позволяет ребенку присвоить себе отдельные черты объекта страха, которые отрицаются. Это может быть сила, решительность, упрямство, умение злиться — монстр из пугающей фантазии наверняка обладает чем-то из перечисленного.
Рисованием ребенок занимается рядом со взрослым, который может задавать вопросы, отражать происходящее, замечая и называя те качества объекта страха, которые могут быть полезны и самому ребенку. После завершения серии рисунков можно перерисовать ситуацию встречи героя с пугающим объектом. При этом вспомнить все, что стало известно во время рисования о страхе, и дополнить образ героя новыми качествами, которые помогут ему противостоять опасности.
Вся серия рисунков может быть нарисована за один раз либо, если ребенок устал, разбита на несколько сеансов. Хорошо, если взрослый не настаивает на продолжении работы и позволяет ребенку отвлекаться.
Достаточно мягко приглашать продолжать и поддерживать, проявляя интерес к рисункам. Работа со страхом может быть для ребенка непростой. Ему нужно самому регулировать процесс погружения в страх и мочь остановиться, если стало слишком сложно.
Как снять тревогу?
Для снятия тревоги можно использовать самые разные упражнения — раскрашивание гуашью камней, разрисовывание вырезанных из бумаги геометрических фигур, рисование пальчиковыми красками абстрактных картинок (размазывая и смешивая краски руками). Общее свойство этих упражнений — спонтанное творчество, разнообразные тактильные ощущения и свобода фантазии.
Важно, чтобы взрослый не показывал, как надо, и не пытался выработать определенные навыки (аккуратности, твердости линий и пр.). Задача сопровождающего — поддерживать деятельность ребенка, спрашивать, что он хочет выбрать (какие цвета, с чего начать, хочет ли что-то добавить), и называть то, что видит («ты выбрал синий цвет, его на твоем рисунке больше всего», «тебе нравится размазывать краски по всему листу» и пр.).
Методы арт-терапии для детей дошкольного возраста используют во многих психологических центрах и детских садах. Это могут быть элементы психокоррекционной работы, встроенные в программу обучения для поддержки ребенка.
Полезные сервисы для мам и пап:
Существуют и самостоятельные программы, направленные на улучшение психоэмоционального состояния детей или на решение конкретных проблем. Однако техники арт-терапии для детей слишком хороши, чтобы их можно было применять только в специально организованных местах. Родители могут научиться основам метода и применять его для своих детей в домашних условиях.
Со сложными невротическими проявлениями так не справиться, и здесь необходима помощь хорошего специалиста. А вот для поддержания хорошего состояния ребенка и стимуляции творчества домашние упражнения вполне годятся.
Ребенок постоянно сталкивается с ситуациями, в которых от него требуется взаимодействовать со сверстниками в конфликтных ситуациях, пробовать делать что-то новое. Он может часто ошибаться, волноваться из-за этого. Вот тут-то упражнения, направленные на проживание случившегося и снятие напряжения, будут очень кстати. Главное, чтобы взрослые участвовали в арт-терапевтических занятиях со своим ребенком с интересом и удовольствием!
Где проводятся упражнения по арт-терапии?
Методы арт-терапии для детей дошкольного возраста используют во многих психологических центрах и детских садах. Это могут быть элементы психокоррекционной работы, встроенные в программу обучения для поддержки ребенка.
Существуют и самостоятельные программы, направленные на улучшение психоэмоционального состояния детей или на решение конкретных проблем. Однако техники арт-терапии для детей слишком хороши, чтобы их можно было применять только в специально организованных местах. Родители могут научиться основам метода и применять его для своих детей в домашних условиях.
Со сложными невротическими проявлениями так не справиться, и здесь необходима помощь хорошего специалиста. А вот для поддержания хорошего состояния ребенка и стимуляции творчества домашние упражнения вполне годятся.
Ребенок постоянно сталкивается с ситуациями, в которых от него требуется взаимодействовать со сверстниками в конфликтных ситуациях, пробовать делать что-то новое. Он может часто ошибаться, волноваться из-за этого. Вот тут-то упражнения, направленные на проживание случившегося и снятие напряжения, будут очень кстати. Главное, чтобы взрослые участвовали в арт-терапевтических занятиях со своим ребенком с интересом и удовольствием!