Что такое сказкотерапия? Что такое сказкотерапия?
От года до трёх иконка

Что такое сказкотерапия?

    Содержание:

  1. Для чего нужна сказкотерапия?
  2. Методы и средства сказкотерапии
  3. Виды терапевтических сказок
  4. Как проводится сказкотерапия для детей?
  5. Занятия по сказкотерапии — где искать и какими они бывают?

Сказка служит инструментом для передачи смыслов, обучения, сохранения знаний и переживания сложных чувств. Если раньше этим инструментом пользовались люди всех возрастов, то сейчас сказка скорее считается чем-то, связанным с детством. Родители читают и рассказывают детям сказки, дети придумывают волшебные истории сами для себя или в компании сверстников. Они проживают эти истории в игре, рисовании, развитии сюжетов мультфильмов или компьютерных игр.

Терапия сказкой для детей — это один из видов психологической помощи. Взаимодействие со сказкой органично для любого ребенка, вызывает интерес и эмоциональный отклик. Методы сказкотерапии позволяют мягко воздействовать на психику ребенка. Работа строится на сюжете, подобранном индивидуально, с учетом сложностей ребенка и запроса родителей.

Для чего нужна сказкотерапия?

Для чего нужна сказкотерапия?

С помощью сказки ребенок погружается в мир, где он может ассоциировать себя с персонажем, в то же время оставаясь в безопасности. Дистанция, которая сохраняется между главным героем истории и слушателем, помогает не только соприкоснуться с чувствами, но одновременно увидеть происходящее со стороны. Ребенку удается понять, что можно сделать иначе, придумать, как справляться с возникающими препятствиями.

Здесь мы рассказываем о похожем методе — арт-терапии, а также даем советы, как правильно выбирать книжки для ребенка и читать их вместе:

Коррекции сказкотерапией поддаются самые разные нарушения поведения, развития и даже травмы детского возраста:

  • сложности прохождения конфликтов, защиты себя;

  • страхи, фобии;

  • переживание собственной неуспешности;

  • чувство непохожести, отличия от других из-за личностных особенностей или заболеваний;

  • трудности понимания способов взаимодействия между людьми: как они дружат, как ссорятся, как помогают друг другу;

  • нарушения развития речи;

  • повышенная агрессивность, конфликтность, импульсивность реакций;

  • и многое другое.

Сказка — это общий язык, понятный детям и взрослым. Выдуманные истории помогают сохранять чувство безопасности, даже если речь идет о серьезно затрагивающих ребенка вопросах и проблемах. Кроме того, дети — постоянные жители мира фантазий. Им не нужно совершать дополнительных усилий, чтобы принять сказочную реальность. Если в сказочной истории взрослый сопровождает ребенка — то и в реальной жизни ребенок привыкает обращаться за помощью.

Методы и средства сказкотерапии

Методы и средства сказкотерапии

К методам сказкотерапии относят:

  1. Рассказывание сказки.

  2. Совместное сочинение сказки. Участниками совместного сказкотворчества могут быть сказкотерапевт и ребенок, дети в группе, вся семья. Сочинение сказки может происходить с опорой на картинки сказочного сюжета или метафорические карты, подобранные случайным образом.

  3. Рисование сказки.

  4. Изготовление кукол для сказочного сюжета.

  5. Постановка сказки в виде действия с участием игрушек или любых предметов либо группой детей в виде ролевой игры.

Еще один метод сказкотерапии — обучение родителей созданию историй для их детей. Помимо составления сюжетов для решения текущих вопросов, родители осваивают умение сочинения сказок всей семьей, что позволяет увидеть имеющиеся скрытые конфликты, недопонимания и научиться их корректировать.

Обсуждаем психологию малышей в новом сезоне Школы родителей Huggies с нашим бессменным ведущим Алексеем Бессмертным. Смотрите сейчас!

Технически средства сказкотерапии помогают развитию речи, коррекции мелкой и крупной моторики. Мелкая моторика развивается в процессе изготовления кукол, выстраивания сказочного мира в песочнице, рисования. А крупная — в театральных постановках.

Виды терапевтических сказок

Терапевтические сказки делят условно на воспитательные и психологические. Воспитательные направлены на формирование новых навыков с помощью ассоциирования ребенком себя с персонажами, поиск решения конфликтных ситуаций, коррекции поведения. Психологическая сказкотерапия помогает справляться с травматическими ситуациями. Это потеря близкого человека, существенные изменения в жизни семьи, такие как переезд, развод родителей, смена садика/школы и т. п. Также существуют художественные сказки, в которых используются общие сюжеты, они реже адаптируются под конкретного ребенка. Их используют в качестве поддерживающей терапии, для установления контакта между рассказчиком и слушателем.

Кроме того, сказки служат для диагностики. Достаточно вспомнить, какая история была любимой у человека в детстве. Это помогает многое узнать о предпочитаемых стратегиях взаимодействия с другими людьми. А еще — о представлении о себе и ведущих ценностях. Дети в разных ситуациях могут выбирать сюжеты разного типа, этот выбор может многое рассказать родителям об актуальном состоянии ребенка.

Как проводится сказкотерапия для детей?

Как проводится сказкотерапия для детей?

Специалист или родители, знакомые с методом сказкотерапии, могут использовать как готовые рассказы, так и сочинить сказку специально для конкретного ребенка с учетом задач терапии.

Использование сказкотерапии требует учета личностных особенностей ребенка. Одна и та же история для кого-то может оказаться слишком трагической и пугающей. Ребенок будет так захвачен переживаниями, что не сможет сохранить необходимую для терапии дистанцию с персонажем. А для другого слушателя все это окажется вполне переносимым.

Ваш надежный помощник в уходе за малышом — трусики нового поколения Huggies Elite Soft. Они в два раза тоньше предыдущей модели, при этом впитывают на 20% больше и обеспечивают непревзойденную вентиляцию кожи!

С некоторыми запросами сказкотерапия не может помочь. Например, когда взрослые ставят задачу развить в ребенке качества, ему не свойственные. Так, из задумчивого фантазирующего дошкольника, не склонного к активному общению в компании, родители могут мечтать вырастить яркого экстраверта с лидерскими качествами. Тут коррекция сказкотерапией бессмысленна, да и, вероятно, никакие средства не смогут быть корректно применены для решения нереальной задачи.

Обязательные элементы психологической сказкотерапии:

  • эмоциональный контакт — ребенок должен видеть глаза, мимику и жестикуляцию рассказчика;

  • сказочная ситуация должна предполагать несколько решений, быть открытой;

  • рассказчик должен быть внимателен к эмоциональному состоянию слушателя, уметь регулировать историю с учетом происходящего.

Занятия по сказкотерапии — где искать и какими они бывают?

Занятия по сказкотерапии — где искать и какими они бывают?

Детские психологические центры, детские сады, частные школы предлагают различные форматы психологических групп и коррекционных занятий, включающих средства сказкотерапии. Совместное чтение сказок, обсуждение или разыгрывание сказочных сюжетов в детском саду — это элементы сказкотерапии для дошкольников. Родители, читающие детям сказки на ночь, заинтересованно обсуждающие просмотренные вместе фильмы, занимаются сказкотерапией в ее наиболее мягком формате. Однако в случае тяжелых переживаний ребенка работу в формате сказкотерапии лучше вести со специалистом-сказкотерапевтом.

Полезные сервисы для мам и пап:

Существуют обучающие тренинги для взрослых, которые помогают научиться создавать сказки для своих детей и всей семьи. Такое обучение не требует специальной подготовки — только разрешение себе фантазировать и играть.

Занятия для дошкольников проводятся в форме индивидуальных встреч, если нужна коррекция сказкотерапией определенных сложностей. Групповая сказкотерапия будет играть поддерживающую роль, а также поможет улучшить речь малышей. В педагогической практике сказкотерапия развития речи применяется вообще довольно широко. Она формирует умение концентрировать внимание на тексте, способность связно и последовательно пересказать услышанное. Поскольку сказка всегда создает эмоциональный отклик, она стимулирует процессы сохранения сюжета в краткосрочной и долгосрочной памяти. Даже если по возрасту ребенок пока не овладел произвольным запоминанием. Закрепление запоминания и способности воспроизводить историю происходит также благодаря рисованию или совместному с детьми разыгрыванию сказки с игрушками.

Для младших школьников проводят групповые занятия, но чем младше дети — тем меньше должна быть группа. Подростки, в силу возраста, чаще скептически относятся к использованию сказкотерапии. Однако и для них сказкотерапия как совместное групповое творчество или театральная постановка будет полезна.

Надеемся, эта статья была вам полезна. Чтобы получать подобные материалы, подпишитесь на нашу рассылку. Она будет снабжать вас полезной и актуальной информацией не только во время беременности, но и в первые, самые сложные месяцы материнства.

Источники:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Зинкевич А. Воспитание доброй сказкой. Сказкотерапия для детей и родителей. СПб: Портал, 2021.

  2. Вачков И. Введение в сказкотерапию, или избушка, избушка, повернись ко мне передом... М.: Генезис, 2015.

  3. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2023.

EmptyView

EmptyView

Loader Icon