- Правила игр для малышей
- Игры для малышей до года
- Игры для детей до 3 лет
- Игры для детей 4–5 лет
Содержание:
Для полноценного развития, активного роста ребенка и формирования всех возрастных навыков необходимы игры и развивающие занятия соответственно возрасту. Если для детей постарше родителям проще придумать активные развлечения, разные варианты игр и занятий, то с малышами, особенно на первом году, нередко возникают трудности. Какие игры подобрать для самых маленьких, сколько времени уделять развивающим, активным и другим занятиям, какие правила важно знать?
Правила игр для малышей
Когда выбираете игры для самых маленьких детей, важно помнить — это отличный метод обучения новым навыкам, физического и психоэмоционального развития. В ходе подобной деятельности можно изучать цвета, буквы, цифры, предметы и их свойства. Но чем меньше возраст, тем четче нужно соблюдать определенные правила. Это важно для того, чтобы ребенок не терял интерес, а занятия не превращались в скучную рутину.
В играх для самых маленьких, примерно до трех лет, важна длительность — не более 3–5 минут. Дети не могут подолгу концентрироваться на одних видах деятельности, особенно статичных.
Не стоит в возрасте до 3–5 лет заниматься сложным творчеством — раскрасками, поделками. В этом возрасте у ребенка не хватает терпения и усидчивости для такой деятельности.
Как и чем играть с ребенком старше полутора лет? Рассказывает педиатр Алексей Бессмертный. Чтобы посмотреть видеоурок, войдите в свой аккаунт или зарегистрируйтесь в Школе родителей Huggies.
Чаще предпочитайте активные подвижные игры спокойным видам деятельности. Для непоседливых малышей, осваивающих пространство, длительное сидение — сродни наказанию.
Не давайте детям игр, где они должны занимать себя сами: они не умеют этого делать в столь юном возрасте. Им нужно участие взрослого или другого ребенка.
До трех лет не стоит играть в сложные ролевые игры с замысловатым сюжетом. Постепенно вводить сюжетные игры можно примерно с 2,5–3 лет, но это должны быть простые и понятные ситуации. По мере того как ребенок может разыграть простой сюжет, постепенно усложняйте его. Это поможет в дальнейшем составлять уже более сложные задания из простых известных сценариев.
Игры для малышей до года
Важно правильно подобрать игры для малышей, особенно если это первый год жизни. В период до 1 годика ребенку необходимы самые простые игры со взрослыми, которые стимулируют его гармоничное развитие как физически, так и психоэмоционально. Помимо того, что эти занятия дают ребенку заряд позитивных эмоций и укрепляют эмоциональную связь между ним и родителями, они помогают запоминать звуки, слоги и слова, изучать окружающий мир, учиться координации, крупной и мелкой моторике.
Первые развивашки можно начинать уже в 3 месяца. Это простейшие игры с погремушками, прятки с закрыванием лица руками, демонстрация крупных цветных шариков или кубиков, пальчиковая гимнастика, вкладывание в ручки разных по тактильным ощущениям предметов.
Постепенно можно расширять спектр занятий. К возрасту 6 месяцев кроха будет пробовать сидеть, пусть и неустойчиво. Поэтому можно предложить ему походы на руках по дому с изучением предметов в нем. Еще один вариант мини-игр для детей в возрасте 6 месяцев — это коробки, пирамидки, колечки, которые можно вкладывать друг в друга. Можно их трясти, кидать и собирать, давать малышу в руки, чтобы он пытался повторять за вами.
Чтобы ничто не стесняло движения малыша во время игр, используйте трусики нового поколения Huggies Elite Soft. Они в два раза тоньше предыдущей модели, при этом впитывают на 20% больше и обеспечивают непревзойденную вентиляцию кожи!
По мере расширения активности ребенка стоит переместиться с ним на пол, предварительно застелив его пушистым ковром или одеялами. Это предупредит травмы и расширит пространство, где можно играть, одновременно тренируя навыки ползания и первых шагов. Игры до года обычно короткие, занимают буквально пару минут, поскольку малышам это быстро недоедает, они отвлекаются на все происходящее вокруг.
Примерно с 1 годика, когда дети начинают делать свои первые шаги, а потом уже уверенно ходить, можно практиковать веселые подвижные игры не только дома, но и на улице (в зависимости от погодных условий и времени года).
Пять игр для малышей на первом году
Начиная с возраста примерно в 3 месяца можно начинать играть с малышом, постепенно его развивая. Самое простое, что доступно любому родителю:
-
«Ладушки» — взрослый произносит текст потешки, при этом хлопая в ладоши и демонстрируя простые действия. Можно взмахивать руками, прикасаться к голове. Это стимулирует малыша повторять. Сначала родители помогают, хлопая ручками малыша, затем он постепенно освоит эти простые действия.
-
«Сорока-сорока» — еще одна простая игра с потешкой, во время которой стимулируется моторика рук. По ходу произнесения текста делаются круговые движения по ладошке, а затем — по каждому пальчику на левой, затем на правой руке.
-
«Пальчики» — игра с запоминанием пальчиков и членов семьи. При перечислении под текст потешки слов загибаются пальчики на руке малыша. Перед укладыванием на сон можно трансформировать игру, укладывая спать каждый из пальчиков.
-
«Волшебный мешочек» — в непрозрачный мешок с завязками нужно положить несколько крупных предметов. Развязывая мешок, сначала можно извлекать из него по одному предмету и назвать их. Можно выбрать яркие вещи или музыкальные предметы, чтобы они дополнительно создавали интерес. По мере того как малыш научится держать предметы в руках, можно дать ему возможность самому извлекать предметы.
-
«Мячики» — для игры можно взять 2–4 мячика разных цветов, размеров и структур (мягкий, резиновый, пластиковый). По мере того как малыш научится сидеть и ползать, нужно катать мячики или кидать их ручками. Просите его взять один из мячиков или покажите сами, как это делать. Проводите с ними простые действия — подкинь, толкни, постучи по мячику. Постепенно задания можно усложнять.
Игры для детей до 3 лет
Для детей в 2–3 года игры постепенно усложняются, в них включаются развивающие, логические и обучающие элементы. За счет игровой деятельности дети могут изучать окружающий мир, выяснять новые факты и обучаться полезным практическим навыкам.
В этом возрасте, как и в предыдущий период, важно активное участие взрослых: родителей, бабушек и дедушек, старших детей или педагогов яслей, детского сада. Основа обучения — это активное подражание старшим, что и должно использоваться в игровой деятельности.
Кроме того, в возрасте до трех лет дети активно развивают и тренируют опорно-двигательную систему. Энергии у ребенка много, но практических навыков еще не хватает. Дети не могут длительно сидеть, собирая пирамидки, играя в конструкторы или куклы. Им нужны игры с элементами обучения и подвижности. Причем в этом возрасте уже есть различия в играх для мальчиков и девочек.
Знаете ли вы, какой игровой психотип у вашего малыша? Пройдите этот тест и узнайте!
Учим цвета активно. Сделайте квадраты из цветного картона, разложите их на полу и зафиксируйте. Просите ребенка найти квадрат нужного цвета, встать на него и выполнить действие — хлопать в ладоши, топать ногами, присесть, подпрыгнуть. Это даст выход энергии, одновременно помогая учить новую информацию. Добавляйте новые цвета по мере освоения.
Игры для тренировки усидчивости и целеустремленности. Просим ребенка выполнять определенное задание, начиная от простого и постепенно его усложняя. Попросите малыша наклеить наклейку на дощечку на стене на нарисованный контур. Затем просите максимально ровно ее приклеить, добавьте вторую, третью. Если усложнение дается сложно, на время останьтесь на ступени ниже, чтобы отточить мелкую моторику.
Играйте в «день» — назначая один из дней недели днем цветов, размеров, цифр. Давайте тематические задания — находить предметы определенного цвета дома и на улице, замечать машины, людей в одежде нужного цвета. Напоминайте малышу, акцентируйте его внимание.
Сортировка — дома найдите предметы, продукты, вещи, которые нужно сортировать по определенному признаку. Это и одновременное приучение к домашним делам, и игра, развитие способностей.
На улице можно играть в различные активные игры — с мячом, мыльными пузырями, строить горки в песке, искать клады в парке, параллельно изучая новые растения и цветы.
Игры для детей 4–5 лет
В этом возрасте дети уже активно общаются, обладают обширным словарным запасом и могут некоторое время сидеть за столом, сосредоточиться. Постепенно можно начинать с ними подготовку к будущему школьному обучению, подбирая дидактические материалы, осваивая простейшие настольные игры и развлечения.
Можно подобрать ребенку лучшие и интересные игры даже без покупки дорогих карточек, книг или игрушек. В 4 года можно предлагать ребенку ситуационные игры на подражание. Это отлично развивает наблюдательность, память, творческие способности. Предлагайте ему изобразить животных, их повадки, поведение, рассказать о них известные факты. Можно предложить спародировать бабушку, папу, маму — пусть ребенок максимально точно покажет, что делает каждый член семьи. Можно усложнить задачу — взрослый показывает определенные действия, ребенок должен угадать — о ком это?
Иногда перед родителями встают вопросы, на которые никак не получается найти ответы. Спросите у миллиона наших подписчиц в рубрике «Мама спрашивает мам«, ведь кто-то из них уже был в похожей ситуации и готов дать вам полезный совет.
В возрасте 5 лет эта игра может быть расширена на профессии, сферы определенной деятельности.
Игра «что изменилось». Отличный способ тренировать наблюдательность и память — нужно 5–10 предметов. Их располагают на столе или полу, дают ребенку время их все запомнить. Например — 30–60 секунд. Затем он выходит из комнаты, вы меняете 1–2 предмета другими. Если малыш справляется быстро, можно усложнять задание — менять расположение предметов, чтобы ребенок вернул все в исходную позицию. Вариантов много.
Если ребенок знает буквы, можно предложить ему искать на вывесках, на улице, на листке бумаги все одинаковые буквы, назначив день буквы «В» или какой-либо другой. Можно предлагать назвать максимум слов на эту букву, выбрать только животных, только предметы и т.д.