- Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет
- Какой бывает речь (формы речи)
- Факторы, от которых зависит развитие речи
- Что может помешать ребенку заговорить?
- Кто быстрее: мальчики или девочки?
- Как помочь ребенку заговорить
- Какие ошибки могут совершать родители при развитии речи ребенка
- Как создать среду для развития речи?
- Когда нужно обращаться к специалистам
Содержание:
Речь — это один из ключевых навыков, который формируется у ребенка в детстве. Именно благодаря речи большинство из нас общаются, обмениваются информацией, познают этот мир. Кроме всего прочего, благодаря речи детям проще рассказать о своих эмоциях, а значит, контролировать себя и окружающую обстановку. Поэтому так важно, чтобы речевое развитие соответствовало возрасту ребенка. У каждого возраста — свои задачи, и речь помогает их выполнять.
Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет
Процесс формирования речи начинается задолго до того, как родители слышат первые слова у ребенка.
На первом году жизни ребенок проживает довербальный период своего речевого развития. Он учится реагировать на голос взрослого, выделять его среди множества бытовых шумов, узнавать среди разных голосов голос мамы.
В самом начале, в 1–2 месяца, малыш учится интонировать крики, то есть звуками обозначать, когда он доволен, а когда — голоден или испытывает дискомфорт. Позднее дети начинают гулить — произносить звуки с разной интонацией в ответ на голос близких, эмоционально окрашивать их, будто разговаривает со взрослым. Дальше, к 5–6 месяцам, появляется лепет. Лепет представляет собой отдельные слоги, которые могут повторяться и имитировать речь взрослых. Именно слыша лепет, родителям кажется, что в 6–7 месяцев ребенок впервые четко произнес слово «мама», хотя наверняка он просто повторял за родителями звуки, не вкладывая в них конкретный смысл. А вот к 9 месяцам — одному году ребенок вполне может произносить лепетные слова — простые по звучанию, состоящие из одинаковых или близких по звучанию слогов (ма-ма, би-би, ку-ка и т. д.). Одно и то же по звучанию слово может обозначать разные вещи, в зависимости от ситуации. Тогда же появляется звукоподражание (гав-гав, ту-ту и др.).
Какой размер подгузников идеален для малыша? Сколько подгузников ему нужно на неделю? Когда переходить на следующий размер? Этот калькулятор даст вам все ответы.
Логопеды выделяют очень интересный период в речевом развитии ребенка — феномен «детской автономной речи». Наверняка многие взрослые слышали, как малыши активно что-то лепечут, изъясняются, но не на привычном слуху языке, а, как говорят, «на своем». Их детские слова имеют определенное значение. Порой малыши используют «обломки» слов (не «пить», а «пи»; не «дай», а «да»), иногда сильно искажают звучание «взрослых» слов («адиди» вместо «отойди», а бывает, что придумывают свои эквиваленты слов: «бибика» — «машина»).
На втором году жизни от ребенка можно услышать первые слова, которые он использует для общения. Они могут быть искажены по звучанию, но нести для ребенка определенный смысл. Важно, что дети используют их произвольно, то есть целенаправленно (в отличие от лепета). Слова простые — «мама», «баба», «дай», «бам» и т. д. Если слова схожи по звучанию с теми, что используют родители, они закрепляются в первую очередь. Ближе к двум годам в обиходе малыша появляются двусловные фразы: ребенок объединяет в фразы простые слова: «папа, дай», «мама, нет» (мамы нет дома) и т. д. Малыши манипулируют фразами во время игр, объясняют свои действия, проявляют большой интерес к речи окружающих их взрослых — прислушиваются к ней, стараются повторять. Именно на втором году жизни происходит рост активного словаря ребенка: у малышей появляется большое количество слов, которые он использует в соответствии с контекстом и ситуацией./p>В 3–3,5 года дети начинают использовать грамматические конструкции: изменяют слова по числам, падежам, родам. В это же время дети начинают активно использовать речь для коммуникации со своими сверстниками.
Большие споры вызывают «нормы» по количеству слов, которые можно встретить в различных источниках. Например, некоторые логопеды утверждают, что к двум годам в активном словаре ребенка должно быть не менее 300 слов. В то время как другие специалисты заявляют обязательным для детей трех лет. На практике же очень маленький процент детей в 2–3 года активно использует такое количество слов. Что еще раз подтверждает необходимость использовать более гибкие параметры «норм» и оценивать развитие каждого ребенка индивидуально.
Что влияет на развитие речи
Специалистами принято выделять две основные формы речи:
-
Экспрессивная речь — это то, что произносит человек. Суть экспрессивной речи заключается не только в механическом артикуляционном воспроизведении слов, но и в накоплении словарного запаса, формировании замысла (идеи), построении грамматически верной конструкции, которая соответствует контексту, и уже в завершении — реализации речи.
-
Рецептивная речь подразумевает процесс понимания речи, ее восприятия. При этом человек может не испытывать трудностей с повторением слов и фраз, однако понимание сказанного заметно страдает.
В зависимости от того, какой процесс нарушен (страдает воспроизведение или восприятие речи), врачи выделяют расстройство экспрессивной речи, рецептивной или смешанный тип расстройства.
Факторы, от которых зависит развитие речи
К факторам, которые считаются ведущими в процессе формирования речи, можно отнести следующие:
-
Течение беременности и родов у мамы. В первом триместре происходит закладка органов и систем, затем — дифференциация клеток и созревание структур головного мозга. Воздействие любых неблагоприятных факторов, нарушающих поступление кислорода к головному мозгу младенца (гипоксия во время беременности и в родах, асфиксии, внутриутробные инфекции, анемия во время беременности, хроническая никотиновая и алкогольная интоксикация плода и др.), может воздействовать на высшие психические функции (к коим относится речь) с разной степенью выраженности — от почти незаметных темповых задержек речи до тяжелого общего недоразвития речи.
-
Общее состояние здоровья ребенка. Дети, имеющие хронические заболевания (например, адено-тонзиллярную гипертрофию, врожденные пороки сердца, головного мозга, двигательные нарушения и прочее), могут иметь те или иные нарушения развития речи и языка в связи с основным заболеванием. Логично, что дети с нарушением слуха будут иметь трудности с развитием речи.
-
Психическое развитие ребенка. Некоторые ментальные расстройства, такие как интеллектуальная недостаточность, расстройство аутистического спектра, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, достаточно часто сочетаются с нарушениями развития речи.
-
Социальная среда, в которой живет ребенок. Большое значение имеет, в какой семье воспитывается ребенок, насколько вовлечены родители в процесс воспитания, как они общаются с ребенком.
-
Генетика. Существует статистика, что дети, воспитывающиеся в семьях, где кто-то из ближайших родственников имел речевые расстройства в детстве, достоверно чаще обращаются за логопедической помощью.
Многие родители подозревают у своих малышей нарушения двигательной сферы, но часто все оказывается в полном порядке.
Как отличить норму от патологии? Рассказываем в новом сезоне Школы Huggies с участием врача-ортопеда.
Что может помешать ребенку заговорить?
Говоря о речевом развитии ребенка, мы можем выделить две большие группы факторов, от которых будут зависеть темпы становления речи и ее качество.
Кем вырастет ваш малыш? Этот тест поможет заглянуть в будущее!
Нейробиологические факторы:
-
Перинатальный анамнез. События, которые ребенок перенес внутриутробно (инфекции, тяжелый токсикоз у мамы, много- или маловодие, гипоксия, никотиновая интоксикация, резус-конфликт и пр.), а также в первые недели жизни (асфиксия в родах, внутрижелудочковые кровоизлияния, дыхательные расстройства, инфекции, хирургические вмешательства).
-
Наследственность (наличие близких родственников, имеющих речевые нарушения) и генетические синдромы, влияющие на психическое и речевое развитие.
-
Хронические заболевания, в том числе сопровождающиеся двигательными нарушениями.
-
Врожденные дефекты строения лицевого черепа.
-
Нарушения развития (аутизм, интеллектуальная недостаточность, диспраксия развития и т. д.).
Социально-педагогические факторы:
-
Обедненная речевая среда вокруг ребенка либо наличие в ближайшем окружении малыша людей с нарушением речи и слуха.
-
Большое количество экранного времени для ребенка в первые годы жизни (в том числе в виде фонового сопровождения).
-
Модель взаимодействия с ребенком: обилие «сюсюканья», «языка няни», гиперопека (в виде отсутствия потребности к речи для получения желаемого).
-
Эмоциональная холодность по отношению к ребенку.
Кто быстрее: мальчики или девочки?
В обществе уже закрепился стереотип, что мальчики начинают говорить позже девочек. Но так ли это?
Действительно, ряд исследований подтверждает, что развитие речи имеет определенные различия в зависимости от возраста. В ходе разных исследований было установлено, что существуют анатомические, гистологические различия и различия в активации мозга в речевой и языковой областях мозга у мальчиков и девочек.
В целом похоже, что функциональная организация женского мозга дает женщинам неотъемлемое преимущество в овладении системой общения и языка перед мужчинами. Конкретные механизмы, которые приводят к развитию этого преимущества и способствуют его развитию, еще предстоит полностью раскрыть. Многочисленные эпидемиологические исследования выявили значительно более высокую распространенность коммуникативных, языковых и речевых расстройств у мальчиков, чем у девочек. Аналогичным образом нормальный процесс развития коммуникативных и языковых навыков у девочек протекает быстрее и на более продвинутом этапе по сравнению с мальчиками.
Поэтому да, нередко девочки начинают говорить быстрее мальчиков. Однако этот нюанс не должен мешать объективной оценке развития речи у ребенка. Соответственно, не нужно «ждать до трех лет, потому что мальчики начинают говорить позже», лучше вовремя обратиться к специалисту.
Как помочь ребенку заговорить
Помогать ребенку развивать речь можно еще до того момента, как появятся первые слова. И многое будет зависеть от того, как взаимодействовать с еще не говорящим или совсем мало говорящим малышом.
-
Говорите с ребенком медленно и четко. Ребенок должен хорошо слышать, что ему говорит взрослый. Старайтесь обращаться непосредственно к малышу, чтобы он видел вашу артикуляцию.
-
Подбирайте слова в соответствии с возрастом. Чем младше ребенок, тем проще должны быть слова и речевые конструкции.
-
Поощряйте любые попытки использовать речь для общения: эмоционально окрашивайте свои реплики, искренне радуйтесь любым звукам от малыша.
-
Наблюдайте, за чем наблюдает малыш, и постарайтесь называть лица и предметы, на которые он смотрит, чтобы формировать словарный запас ребенка.
-
Можно использовать прием «дополнение и развитие мысли». Суть вот в чем: слыша от ребенка отдельное слово, развивайте мысль. «Гав-гав. Собака гавкает, ах, как громко!» «Папа. Папа кушает обед, ам-ам-ам».
-
«Оречевляйте» простые действия. Когда бросаете мяч, при его приземлении проговаривайте: «Мячик падает бух» — и так каждый раз. Задача — вызвать подражание у ребенка.
-
Чаще задавайте вопросы: «Что/кто это?» Это побуждает ребенка к диалогу. Тренируйте речевые автоматизмы: «Это собака? Нет. Это кошка? Нет. Это уточка? Да!»
-
Не стоит выполнять просьбу ребенка, ориентируясь только на его взгляд (как бы хорошо вы ни знали своего малыша).
У крохи должна сохраняться мотивация к речи.
-
Чаще читайте вслух короткие детские стишки, потешки, пойте песенки. Детки любят заканчивать предложения за родителями, хорошо зная содержание. К примеру: «Идет бычок качается, вздыхает на..?», «Жили у бабуси два веселых..?».
Когда у малыша уже появился определенный запас, можно переходить к следующему этапу помощи в развитии речи.
-
Если ребенок говорит, но говорит мало и плохо, порой родителям просто необходимо выступать в роли «переводчиков» своих детей. Причина проста: когда ребенка не понимают, он начинает злиться и раздражаться, а отрицательные эмоции могут значительно снижать мотивацию к общению посредством речи.
-
В первое время дети могут испытывать трудности с подбором необходимого к контексту слова. Помочь справиться может выбор, который вы предоставите ребенку. Например: «Кто это так гавкает? Киса или собака?» Имея в арсенале способность подражать, малыш постарается повторить за взрослым.
-
В процессе общения можно использовать наводящие вопросы. Например, когда вы играете с ребенком, подкрепляйте действия вопросами. «Малыш, из чего будем строить дом? Из кубиков?
А что нам привезет их? Грузовик? Куда он выгрузит кубики? Вот сюда?» и т. д. Только ответы должен предлагать ребенок.
-
Не используйте стратегию: «Повтори, что мама сказала!», «А ну-ка, скажи еще раз» или «Пока не скажешь, как это называется, — не дам!». У ребенка может сформироваться речевой негативизм, который очень сложно преодолевать в работе со специалистом.
Иногда перед родителями встают вопросы, на которые никак не получается найти ответы. Спросите у миллиона наших подписчиц в рубрике «Отвечает», ведь кто-то из них уже был в похожей ситуации и готов дать вам полезный совет.
Какие ошибки могут совершать родители при развитии речи ребенка
-
Недостаточное общение с ребенком. Чтобы речь формировалась, ребенок должен слышать речь, ему необходим «образец для подражания». Если другие члены семьи излишне молчаливы, то сроки возникновения слов могут заметно сдвинуться. Кроме того, для становления речи малышу важна мотивация, эмоциональное одобрение со стороны взрослых. Если его попытки что-то сказать не будут вознаграждаться улыбкой и эмоциональной реакцией со стороны взрослых, то использование речи может быть довольно скудным.
-
Гиперопека. Как уже говорилось, для возникновения речи ребенку важна мотивация, понимание, зачем он говорит. Если с одной стороны в виде мотивации может выступать социальное подкрепление в виде радости родителей, то с другой — мотивацией на речь может быть потребность в обозначивании своих желаний. Когда взрослые даже не предоставляют ребенку попытки что-то сказать («пить», «дай», «вода» и т. д.), а выполняют его запрос «по первому взгляду», то шансы заговорить вовремя заметно снижаются.
-
Избыток экранного времени. Беда нашего времени — слишком раннее приобщение детей к гаджетам. И порой их использование объясняется различными обучающими роликами, приложениями и прочим. Но телефон или телевизор никогда не заменят живого общения! Кроме того, доказано, что понимание речи детьми с экрана значительно ниже, чем при общении со взрослыми. Поэтому постарайтесь исключить (или хотя бы минимизировать) использование телефона, планшета, телевизора и т. д. на то время, пока ребенок только учится говорить.
-
Избыток экранного времени. Беда нашего времени — слишком раннее приобщение детей к гаджетам. И порой их использование объясняется различными обучающими роликами, приложениями и прочим. Но телефон или телевизор никогда не заменят живого общения! Кроме того, доказано, что понимание речи детьми с экрана значительно ниже, чем при общении со взрослыми. Поэтому постарайтесь исключить (или хотя бы минимизировать) использование телефона, планшета, телевизора и т. д. на то время, пока ребенок только учится говорить.
-
Использование с ребенком «детского языка». Порой родители задерживаются на стадии «сюсюканья» с малышом и продолжают говорить с ребенком детскими словами даже после года. В результате ребенок не слышит правильную речь. Лучше всего с самого начала приучить себя разговаривать с ребенком полноценно, даже если ему 2 месяца.
Как создать среду для развития речи?
После того как мы разобрали, что способствует развитию речи, а что его тормозит, давайте обсудим, как правильно организовать условия для своевременного становления речи у детей.
-
Разговаривайте с ребенком и комментируйте свои действия. Обсуждайте режимные моменты («Давай помоем ручки. Бери мыло. Теперь вытирай полотенцем»), быт («Режем помидор, да, он красный. Теперь бери огурец», «Давай уберем крошки со стола»), совместные игры («Куда положим эту карточку? Сюда») и т. д. Главное, говорите спокойно, вовлеченно, делайте паузы, чтобы у малыша была возможность повторить за вами или попробовать закончить предложение. Подобные простые действия помогают ребенку запоминать новые для него слова и их значение, а также использовать их согласно контексту.
-
Предлагайте ребенку выполнять инструкции. В самом начале вы можете использовать подсказки в виде жестов («Принеси мне вон ту красную машинку»), менять интонацию («Этот мячик вот такой большой, а этот — маленький»). Постепенно снижайте количество подсказок, чтобы ребенок чаще имел возможность проанализировать услышанное и выполнить просьбу.
-
Договоритесь со всеми членами семьи придерживаться одной стратегии в общении с ребенком. Хорошо, если все взрослые будут говорить правильно, полностью проговаривать слова, не «сюсюкать», давать ребенку возможность говорить о своих потребностях, а не предугадывать и выполнять всё за него.
-
Используйте игры с детскими потешками (например, «Сорока-ворона», «Баба сеяла горох» и другие) или читайте короткие стишки (например, Агнии Барто). Дети легко запоминают ритм, форму, текст и очень любят заканчивать за взрослыми фразы или предложения.
-
Избегайте навязчивости в просьбах повторить за вами то или иное слово. Слишком частое «Скажи...» или «Повтори, как мама...» скорее вызовет речевой негативизм у ребенка, нежели поможет развивать речь.
-
Общайтесь с другими людьми и семьями, где есть дети (даже если это не ровесники вашего ребенка). С самых ранних лет ребенку важно понимать, что речь — это способ коммуникации, в том числе с другими детьми. Поэтому чаще предоставляйте возможность ребенку видеть, как речь используется для общения с другими.
-
Предоставьте ребенку разнообразие сенсорных ощущений. Пусть у ребенка будет больше опыта игр с песком, пластилином, камнями, бумагой и прочим. Доказано, что подобные занятия способствуют развитию речи.
-
Обеспечьте ребенку достаточную физическую активность, особенно на улице.
Когда нужно обращаться к специалистам
Существуют так называемые «красные флаги» — признаки, которые должны насторожить родителей. В зависимости от возраста тревожные «звоночки» будут разные:
-
12 месяцев: ребенок не лепечет, не разделяет внимание со взрослым (не приносит игрушки, не смотрит в глаза, не ждет реакции родителей на совершенное им действие), не отзывается на имя.
-
15 месяцев: не использует как минимум три слова, однозначных по смыслу; не обращает внимания / не ищет взглядом минимум 5–10 предметов, которые в это время называет взрослый.
-
18 месяцев: не имеет указательного жеста, не выполняет простые одноэтапные просьбы или команды, не говорит «мама» или «папа», обращенные к родителям.
-
2 года: не показывает на картинки, которые его просят, не показывает части тела, не использует 20–30 слов.
-
2,5 года: не реагирует на вопросы со стороны взрослых, не строит простые фразы из 2–3 слов.
-
3 года: не выполняет 2—3-ступенчатые инструкции, не понимает речь на бытовом уровне, не использует около 200 слов, не называет предметы по имени.
Признаки, описанные выше, могут свидетельствовать не только об изолированной речи, но и о понимании речи и социально-коммуникативных проблемах ребенка. Поэтому, помимо консультации логопеда, может потребоваться осмотр невролога или детского психиатра.