- Во сколько лет ребенок должен начать говорить: этапы развития речи
- Во сколько дети начинают говорить: кто быстрее — мальчики или девочки?
- Как помочь развитию речи детей раннего возраста
- Нарушения развития речи у детей: на что обратить внимание
Содержание:
Когда дети начинают говорить — волнующее время для родителей, осознанное «ма-ма», «па-па» дарит яркие впечатления и многих трогает до слез. Стоит отметить, что нет строгих норм, в каком возрасте дети начинают говорить, ведь нужно учитывать множество факторов: особенности беременности, сроки рождения, пол и др. Но что норма, а что нет? Во сколько ребенок начинает говорить первые слова? Есть ли способы помочь освоить эту сложную науку?
Малыш учится ходить и говорить, а что еще важного происходит в его развитии в один год жизни? Объясняет педиатр Федор Катасонов. Чтобы посмотреть видеоурок, войдите в свой аккаунт или зарегистрируйтесь в Школе родителей Huggies.
Во сколько лет ребенок должен начать говорить: этапы развития речи
Речь относится к высшим психическим функциям наравне с памятью, мышлением, воображением. И характерны они только для человека. Среди животных есть голосовые команды, но это лишь предупреждение об опасности, а не средство общения.
Неудивительно, что ребенок начинает говорить первые слова в тот момент, когда его психоэмоциональное развитие созрело и достигло определенной точки. Уже есть возможность и ресурсы взаимодействовать с окружающим миром, родителями и близкими людьми.
В каком возрасте дети начинают говорить? Это спорный и сложный вопрос. Дети начинают говорить слова не тогда, когда выдают первые звуки. Хотя, конечно, они выстраиваются в последовательность одинаковых слогов. Обычно в возрасте 8–12 месяцев можно услышать «ма-ма», «па-па». Но это лишь начало, вершина айсберга и проявление процессов, которые происходили во время внутриутробного развития. А также активно протекали в первые месяцы жизни.
Развитие речи — процесс постепенный, можно проследить несколько этапов. И по их характеристикам, времени и последовательности можно судить о развитии малыша и заподозрить ряд проблем. А в итоге дети начинают говорить предложениями, выражая свои мысли и эмоции.
Можно выделить несколько этапов развития речи:
-
В промежутке от самого рождения до 2–3 месяцев появляется агуканье — произношение гласных звуков и их сочетания: «ауу», «аяяя» и др.
-
С 2–5 месяцев следует этап гуления. Пик приходится на 4 месяца, появляются согласные звуки и их сочетание, иногда настолько замысловатое, что воспроизвести их взрослому невозможно. Слоги складываются в слова, например «ма-ма», «па-па». Однако это еще не осознанные слова, они не привязаны к человеку или объекту. Но это важный показатель, который свидетельствует о переходе на следующий этап развития речи. Поэтому, когда некоторых мамочек спрашивают, во сколько месяцев ребенок начинает говорить, а они отвечают — примерно в 5 месяцев, то это не так. Это лишь подготовка, но не более.
-
Примерно к 6 месяцам гуление сходит на нет, но появляется лепет. Речь ребенка усложняется, появляются слоги, состоящие из гласных и согласных звуков, которые имеют носовой оттенок. И со временем они усложняются. Важно, что конкретное слово связано и олицетворяет предмет или человека, происходящее действие: «мама», «папа», «дай», «бух».
-
С 10 до 12 месяцев — это период, когда ребенок начинает говорить первые слова. Причем в его активном словаре около 10 слов, а вот пассивный (понимание значения слов) насчитывает гораздо больше слов. Ребенок понимает родителей, однако выразить свои желания пока еще не может. Родители замечают жесты, которые кроха использует для обозначения своих намерений, например кивки головой, воздушные поцелуи, и каждое действие имеет свое значение, а иногда несколько.
-
С 1,5 лет ребенок должен начать говорить слова, выстраивая их в очень простые предложения. Активный словарь, то есть те слова, которые используются в речи, насчитывает около 30 слов. Но все же это больше возраст, когда ребенок начинает говорить фразами, например «мама, дай», но постепенно речь усложняется.
-
Примерно с 2 лет появляются общепонятные слова, местоимения, прилагательные, предлоги и союзы. Интонации и эмоции становятся понятнее. Родители безошибочно могут считать, когда ребенок обижен, огорчен или очень доволен.
-
После 2 лет развитие речи не прекращается, меняется только качество произношения звуков, ведь не все фонетические возможности израсходованы.
Во сколько дети начинают говорить: кто быстрее — мальчики или девочки?
Каждый малыш индивидуален, его развитие происходит с особенностями,
Речь — не исключение. От существующих норм о количестве произносимых слов стараются уходить и оценивают их косвенно, проще говоря — они не строгие. И если к году в словаре ребенка нет 20–30 слов — это неявный признак патологии. При оценке развития речи учитывают сроки рождения, течение беременности, пол малыша и др.
Замечено, что мальчики начинают позже говорить, чем девочки, и причина в анатомо-физиологических особенностях. Правое полушарие, отвечающее за эмоционально-образную сферу, интуицию, и левое, поддерживающее логическое и речевое мышление, развиты отлично, но. Между полушариями есть пучок волокон, соединяющий оба полушария, и у мальчиков он гораздо тоньше, да и развивается медленнее. Поэтому все психоэмоциональные аспекты мальчикам даются труднее и медленнее. Но, учитывая ранний возраст, эта граница стирается и к 3–5 годам полностью исчезает.
Попробуйте трусики нового поколения Huggies Elite Soft. Они в два раза тоньше предыдущей модели, при этом впитывают на 20% больше и обеспечивают непревзойденную вентиляцию кожи!
Поэтому, если задаться вопросом, во сколько начинают говорить дети-девочки, можно говорить уверенно — примерно на 2–4 недели раньше мальчиков. Более того, статистически чаще у мальчиков регистрируются нарушения речи. Ребят с заиканием вдвое больше, а алалией — втрое. Поэтому родители должны внимательно следить за развитием речи, оценивать, во сколько лет дети начинают говорить. И прослеживать этапность развития речи. Многие проблемы можно легко устранить при своевременной диагностике и действиях. Нелишним будет помощь ребенку, это под силу каждому родителю.
Как помочь развитию речи детей раннего возраста
Чтобы стимулировать развитие речи, нужно побуждать двигательные функции, вырабатывать и закреплять потребность в общении путем выстраивания диалога с малышом. В 1–3 месяца нужно стимулировать и закреплять потребность ребенка в общении со взрослыми, учить кроху прослеживать движение объекта.
На этапе гуления должна появляться голосовая реакция, так называемый комплекс оживления — движение руками и ногами, улыбка в ответ на обращение, подражание речи. Такие действия — это некая попытка малыша выстроить диалог. На этом этапе нужно начинать показывать предметы и обозначать их. Со временем малыш научится искать называемые предметы глазами и указывать на них.
Какой размер подгузников идеален для малыша? Сколько подгузников ему нужно на неделю? Когда переходить на следующий размер? Этот калькулятор даст вам все ответы.
На этапе лепета нужно также продолжать разговаривать с крохой, показывать ему предметы, а также стимулировать смех, гуление и другие реакции подражания.
Есть одно главное правило: чтобы ребенок начал говорить, с ним нужно как можно чаще беседовать. Дети учатся подражанием, в нем не заложена программа родного языка, он слышит, запоминает и развивается. Поэтому чем активнее речь родителей, тем меньше проблем у ребенка. Если вокруг много активной речи, тем более обращенной, ребенок должен начать говорить гораздо быстрее.
Родители должны отвечать на любую «речь» малыша: крик, лепет, гуление. Ответная реакция со стороны взрослых — главный стимул речи, так ребенок понимает, что его воспринимают, выстраивается коммуникация и слова — более эффективное средство достижения поставленной цели и желаний. Постепенно приходит понимание, что они эффективнее, чем плач, так взрослые скорее понимают, что нужно.
Разговаривать с ребенком нужно четко произнося звуки, медленно, но не упрощать их. Все произнесенное должно быть эмоционально окрашено, ведь дети считывают интонации и могут реагировать на голос матери, отца и близкого окружения.
Стимулирует речь, активный и пассивный словарь чтение книг, сказок и потешек. При этом нужно рассматривать картинки, называть героев и описывать нарисованные картинки: это мишка, это девочка Таня, у нее есть мячик красного цвета и др. Речь должна быть простая, лишенная сложноподчиненных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Такие занятия и времяпрепровождение с ребенком приближают момент, когда дети начинают говорить предложениями.
Для детей после 1,5–2 лет нужно искать новые источники информации и общения. В них должны появляться другие дети, взрослые. Часто говорят — «пойдет в садик, научится говорить», и это действительно так. При активном общении ребенок начинает говорить первые слова гораздо быстрее, постепенно речь перерастает в предложения, которые становятся все более сложными.
Развитие речи: что делать запрещено
Как бы ни хотелось, но полностью убрать из жизни малыша телевизор и гаджеты невозможно. Но сократить контакт все же стоит. Речь и звуки, произносимые мультяшными героями или даже стримерами, не воспринимаются маленькими детьми. Объяснить это можно тем, что дети отвлекаются на динамику происходящего, картинки, громкость, спецэффекты, но не на речь. Для нервной системы, которая еще продолжает развиваться и созревать, стимулов слишком много.
На каком языке любви вы говорите с малышом? Пройдите тест, чтобы узнать.
Нарушения развития речи у детей: на что обратить внимание
В каком возрасте должен начать говорить ребенок? Почему дети поздно начинают говорить? Что нормально, а что должно вызывать опасения? Пожалуй, это самые волнующие вопросы.
О задержке речевого развития могут говорить следующие моменты:
-
В 4 месяца отсутствует комплекс оживления — эмоциональная реакция на жесты, речь и появление хорошо знакомых взрослых.
-
В полгода отсутствует лепет.
-
Дети старше года не произносят «мама», «папа», «дай», «на» и других простых слов.
-
К 2,5 годам активный словарь насчитывает менее 20 слов.
-
Ребенок не понимает и не реагирует на обращенную речь, интонации.
-
У трехлетнего ребенка настолько выражены дефекты речи, произносимые им слова настолько непонятны, что даже у родителей есть трудности в понимании.
-
Если есть проблемы с произношением: слишком быстрая речь с проглатыванием окончаний или же, наоборот, выраженное растягивание слов.
Во сколько ребенок начинает говорить первые слова — это условно, нет четких сроков. Ведь нужно учитывать крайне много факторов, начиная от особенностей беременности и рождения и заканчивая тем, стимулировали ли речь родители или нет. Каждый ребенок развивается индивидуально и зависим от окружающей среды.
Однако, чтобы вовремя заметить серьезную задержку речевого развития, нужно учитывать, со скольких дети начинают говорить. Главное, чтобы принцип последовательности был сохранен, речь развивалась и был прогресс. Но если появились сомнения и опасения — нужна консультация специалиста.