- Почему развитие моторики так важно?
- Как происходит развитие крупной моторики?
- Как помочь развить крупную моторику?
- Как происходит развитие мелкой моторики?
- Как развить мелкую моторику?
- Может ли плохо развитая моторика говорить о нарушениях здоровья?
- Календарь развития мелкой моторики
Содержание:
Вся наша жизнь состоит из движений. Дошкольный возраст — совершенно удивительная в этом отношении пора: за ничтожно короткий отрезок времени младенец учится владеть своим телом и совершает громадный скачок в развитии. Только появившись на свет, малыш не способен даже на бок повернуться, а не пройдет и двух лет, как он будет умело орудовать ложкой и лепить из пластилина. В этой статье мы расскажем о том, как происходит становление крупной и мелкой моторики у детей раннего возраста, почему это так важно, какие методики, упражнения и игры принесут ребенку пользу в освоении моторных навыков.
Почему развитие моторики так важно?
Моторные навыки — это основа большинства видов деятельности. Именно они позволяют выполнять нам практически все — от подъема тяжелых предметов до набора текста на клавиатуре, так что вопрос, зачем развивать моторику, не стоит. Моторные навыки и двигательный контроль начинают развиваться после рождения и будут прогрессировать по мере роста детей, особенно быстро в младшем дошкольном возрасте.
Можно ли ускорить двигательное развитие младенца и нужно ли это? Отвечает врач-физиотерапевт. Чтобы посмотреть видеоурок, войдите в свой аккаунт или зарегистрируйтесь в Школе родителей Huggies.
Хороший контроль над моторикой также помогает детям исследовать окружающий мир, что может помочь во многих других областях развития.
Существует немало работ, которые посвящены изучению связи между развитием моторики и интеллектуальным развитием.
Все движения делятся на две категории: крупная моторика, осуществляемая крупными мышцами тела, и мелкая моторика, выполняемая мышцами кистей рук. Для развития ребенка важно гармоничное развитие обоих типов навыков. Именно поэтому развивающие занятия для малышей так важны.
Возможно, вас также заинтересуют следующие статьи, связанные с развитием ребенка:
Как происходит развитие крупной моторики?
Крупная моторика является основой любых движений, необходимых в повседневной жизни. Благодаря работе крупных мышц тела (мышц рук, ног, туловища) выполняются ходьба, стояние и сидение, бег, прыжки; сюда же можно отнести езду на велосипеде, плавание, бросание предметов, удары по мячу, навыки самообслуживания и многое другое.
Именно благодаря хорошо развитой крупной моторике можно достигнуть успехов в освоении более мелких и точных движений. Например, если ребенок будет плохо сидеть, это нарушение станет препятствием к рисованию, другим занятиям для развития и играм за столом.
Первое, чему учатся дети раннего возраста, — уверенно держать головку. Чем чаще мама или папа выкладывают кроху на живот, тем лучше они осваивают этот навык. Дальше им становятся доступны перевороты. Примерно с 2–3 месяцев у детей появляется желание переместить вес своего тела сначала на бок, а затем и на живот. Позднее они осваивают и обратное упражнение — переворот с живота на спину.
Научившись хорошо и быстро переворачиваться, дети раннего возраста знакомятся с миром, лежа на животе. Чем больше свободы они ощущают, тем интереснее им самим осваивать новые навыки крупной и мелкой моторики. Факт, что дети, которые проводят много времени на полу, быстрее начинают ползать и сидеть, связан с тем, что родители не ограничивают их в движениях и перемещениях из-за страха, что они упадут. И правильно, ведь благодаря таким играм и упражнениям у ребенка появляется возможность познавать мир в полном объеме!
Пусть ничто не стесняет движения малыша. Попробуйте новые трусики Huggies Elite Soft — они в два раза тоньше предыдущей модели, при этом впитывают на 20% больше и обеспечивают непревзойденную вентиляцию кожи!
Почувствовав уверенность в своих силах, дети раннего возраста пытаются освоить и изучить новые границы: им хочется перемещаться не только при помощи переворотов, но и ползком. Кто-то начинает этот этап, ползая по-пластунски, кто-то сразу переходит к упражнениям по ползанию на четвереньках. Точный возраст освоения этого навыка крупной моторики сложно назвать, но в среднем в 6–8 месяцев дети уже умеют ползать. Параллельно с этим тело малыша готовится к освоению сидения — важнейшего навыка, который возможен только в том случае, если мышцы туловища и спины, поддерживающие позвоночный столб, могут обеспечить вертикальное положение. Примерно к 9 месяцам ребенок самостоятельно садится.
Теперь, когда ребенок понял, как вокруг много возможностей для игр и веселых упражнений, его следующая задача — встать. Ближе к году малыши осознают пользу этого навыка крупной моторики и начинают предпринимать попытки встать у опоры, а чуть позже перестают держаться за нее руками и свободно поворачивают корпус в разные стороны, встают и приседают без помощи взрослых. Научившись этому, дети раннего возраста постепенно начинают делать свои первые шаги. Хождение — венец развития крупной моторики, то, чего ждут от всех малышей. Ребенок учится контролировать свое тело, находить баланс, развивает координацию — только получив все эти навыки, он начинает ходить. Сначала вдоль опоры, затем — от предмета к предмету. Чаще всего первые шаги ребенок делает приблизительно в год, но нет повода беспокоиться о нарушениях в развитии и заниматься их коррекцией, если самостоятельная ходьба начнется немного позже.
После года начинают появляться и совершенствоваться более сложные, но не менее важные для повседневной жизни навыки крупной моторики — прыжки, бег, катание на велосипеде или самокате, плавание и прочие занятия, очень важные для развития. Нервная система уже готова осуществлять сложные по уровню координации и точности движения.
Как помочь развить крупную моторику?
Поскольку именно крупная моторика в дошкольном возрасте во многом будет определять развитие мелкой, заниматься с ребенком необходимо с рождения. Хорошая новость: никаких специальных методик, приспособлений и дополнительного образования не потребуется — только желание и положительный настрой!
-
С самого раннего возраста выкладывайте кроху на живот: благодаря этому упражнению лучше начинают работать мышцы спины и шеи. Помогайте ребенку учиться переворотам: завлекайте игрушками, ласково зовите к себе.
-
Как только ребенок научится переворачиваться, переносите все занятия для развития на пол — и в целях безопасности, и для того, чтобы малыша окружало больше стимулов. В таких условиях малыш быстрее осваивает новые навыки и развивает уже имеющиеся.
-
Выполняйте с малышом самую простую гимнастику, занимайтесь с фитболом, плавайте в ванной дома. Самые элементарные упражнения приносят огромную пользу для освоения навыков крупной моторики, положительно влияют на скорость и качество их развития у детей младшего дошкольного возраста.
-
Старайтесь минимально ограничивать свободу ребенка в момент освоения новых движений: манежи, ходунки, поводки для обучения ходьбы — все эти методики только тормозят развитие ребенка. Поощряйте попытки малыша исследовать дом, на детской площадке вместе лазайте на всех лестницах, придумывайте новые игры. Используйте слово «нельзя» только в случае реальной опасности.
-
Когда ребенок подрастет, танцуйте вместе с ним, делайте зарядку, играйте в «догонялки» и другие активные игры. Эти занятия для развития в ненавязчивой форме помогают ребенку тренировать свою координацию и выносливость.
-
Велосипед, самокат, беговел. Разные по принципу работы, но схожие по цели предметы помогут разнообразить прогулки, а также научат координировать действия конечностей. И это не единственная польза таких занятий для развития. У любителей этих средств передвижения лучше развито межполушарное взаимодействие в головном мозге, что сказывается на речевых и интеллектуальных способностях.
Какой размер подгузников идеален для малыша? Сколько подгузников ему нужно на неделю? Когда переходить на следующий размер? Этот калькулятор даст вам все ответы.
Как происходит развитие мелкой моторики?
Параллельно с крупной, происходит развитие мелкой моторики. Благодаря тонким и скоординированным действиям мышц кисти (и стопы, кстати, в ряде случаев), мы держим в руках ложку, чистим зубы, пишем, режем ножницами, заплетаем косы и делаем еще огромное множество вещей. Уровень развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста неразрывно связан с такими высшими психическими функциями как внимание, мышление, память, речь, воображение. Формирование, совершенствование и коррекция этих навыков происходят в процессе нашего развития, день за днем.
Движения пальцев рук и ног новорожденного обусловлены врожденными условными рефлексами. Например, если взрослый вложит свой палец с ладошку малыша, он обхватит его (хватательный рефлекс). Дело в том, что это действие совершается неосознанно, рефлекторно, потому что миллионы лет назад было жизненно важно для предков человека — так детеныши обезьян удерживались на шерсти матери.
После 2–3 месяцев ребенок начинает пробовать координировать движения рук и подчинять их зрительному контролю. Теперь он учится осознанно брать и держать в руках предметы, которые его интересуют.
Ближе к 6 месяцам малышу становится доступным перекладывание предмета из одной руки в другую. Следующим этапом развития мелкой моторики становится освоения сначала пинцетного захвата (большим, указательным и средним пальцами), а затем — щипкового (большим и указательным пальцами).
Знаете ли вы, что характер малыша можно определить по тому, как он играет? Сделайте это сейчас с помощью нашего теста.
Мелкая моторика стремительно совершенствуется в младшем дошкольном возрасте. С года до двух ребенок начинает не только брать и удерживать предметы, но и изучать их, оценивать их характеристики: форму, размер, вес, текстуру. Позднее ребенок учится методике управления предметами, которые держит в руке (динамический захват), — пробует держать в руке карандаш и рисовать им, орудовать ножницами, собирать мозаики, застегивать пуговицы и т.д.
Как развить мелкую моторику?
На всех этапах становления мелкой моторики, начиная с рождения, родители могут помогать малышу.
-
Даже в самом раннем возрасте не стоит задумываться, зачем развивать мелкую моторику, — это полезно всегда. Малышам можно разминать ладошку, массировать кисти рук, играть в пальчиковые игры (например, «Сорока-белобока»). Улыбайтесь малышу, разговаривайте с ним, пойте песенки — эти нехитрые занятия для развития будут не только полезны, но и приятны малышу.
-
С рождения вкладывайте в ручку младенца игрушки различных фактур и материалов: дерево, пластик, шерсть, хлопок и т.д.
-
После 8–9 месяцев самым любимыми для детей развлечениями становятся бизиборды и сортеры. С помощью этих игр увлеченные дети младшего дошкольного возраста не только развивают тонкие целенаправленные движения, но и дают возможность мамам выпить чашечку кофе.
-
Примерно с года для развития мелкой моторики можно пробовать рисовать пальчиковыми красками и лепить из теста.
-
С более старшими детками можно делать поделки из бумаги, картона, природных материалов; учиться резать ножницами. Также для детей дошкольного возраста прекрасным способом развития мелкой моторики является собирание пазлов и мозаик.
-
Поощряйте интерес ребенка к карандашам и ручкам: как только малыш потянется к ним, пробуйте правильно вкладывать эти предметы в руку ребенку и показывайте, что ими можно рисовать. Письмо и рисование отлично развивают мелкую моторику малыша.
-
Научите ребенка завязывать шнурки и застегивать пуговицы.
О том, как сделать игрушки для детей своими руками, читайте в этой статье.
Советы педиатра, как развить мелкую моторику
Довольно много интересных занятий для развития мелкой моторики можно почерпнуть в методике воспитания Марии Монтессори. И не нужно покупать специальные игрушки, адаптированные к этой системе: на просторах интернета можно найти много информации по созданию материалов для занятий из подручных средств самостоятельно.
Смотрите ответы педиатра на вопросы, которыми интересовались тысячи мам. Для вас эта информация тоже может оказаться весьма полезной!
Привычные прогулки с ребенком могут способствовать развитию мелкой моторики. Предложите малышу пособирать листочки (тренировка щипкового захвата), из которых в будущем можно сделать поделку; соберите палочки и порисуйте ими на песке (взаимодействие с песком отлично развивает сенсорику, а кроме того, это отличный материал для развития сюжетной игры). Вариантов огромное множество! Стоит только приложить фантазию!
Конструкторы по типу «Лего» и его аналоги хорошо не только развивают мелкомоторную деятельность, но и тренируют зрительно-пространственное восприятие ребенка (и, конечно же, фантазию).
Может ли плохо развитая моторика говорить о нарушениях здоровья?
Все дети индивидуальны, темп развития каждого тоже различен. Нельзя только по одному из навыков (не важно, крупной или мелкой моторики) судить о состоянии здоровья в целом и психики в частности, а тем более начинать их коррекцию. Оценивая уровень развития ребенка, нужно учитывать множество факторов.
Если у ребенка раннего возраста отягощенный анамнез (тяжелая беременность или роды у мамы, недоношенность, инфекции в первые месяцы жизни и прочее), то задержка освоения того или иного навыка крупной или мелкой моторики может свидетельствовать об определенных нарушениях развития. В случае отсутствия факторов риска, скорее всего, более медленное освоение движений связано с индивидуальными особенностями. Но в любом случае, если возникают страхи или вопросы, нужно обращаться к специалистам. Только профессионал может определить проблему и способы ее корреции.
Календарь развития мелкой моторики
Каждый возрастной период характеризуется появлением того или иного нового навыка. То же самое касается того, как развивается у ребенка мелкая моторика: существуют приблизительные ориентиры для формирования какой-либо «умелки» у ребенка.
0–3 месяца:
-
подносит ладошки ко рту;
-
хаотично двигает ручками;
-
может замахиваться ручками на игрушку и бить по ней;
-
периодически раскрывает ладошку.
3–6 месяцев:
-
держит в руке небольшой предмет (без зажатого большого пальца);
-
держит ладошки вместе;
-
тянется за игрушками обеими руками;
-
подтягивается на руках, когда лежит на животе;
-
недолго держит игрушку как погремушку;
-
следит глазами за предметами во всех направлениях.
6–9 месяцев:
-
трясет и стучит погремушками;
-
подносит игрушки ко рту;
-
использует сгребающий захват;
-
перекладывает предметы из одной руки в другую;
-
большую часть времени держит руки открытыми и расслабленными.
9–12 месяцев:
-
способен захватывать кусочки еды и класть их в рот;
-
способен добровольно отпустить предмет;
-
отдает игрушку взрослому, когда его просят;
-
стучит двумя игрушками друг о друга;
-
перелистывает книгу по нескольку страниц за раз;
-
начинает складывать предметы в контейнер;
-
указывает на предметы (использует указательный жест);
-
складывает два кубика друг на друга.
12–18 месяцев:
-
хлопает в ладоши;
-
складывает предметы и игрушки в контейнеры;
-
машет на прощание;
-
играет обеими руками;
-
рисует мелками;
-
начинает пользоваться ложкой и чашкой.
18–24 месяца:
-
может построить башню из 3–4 кубиков;
-
самостоятельно собирает пирамидку;
-
переворачивает страницы книги по одной за раз;
-
начинает держать цветные карандаши кончиками пальцев и большим пальцем.
2–3 года:
-
умеет имитировать рисунки в виде круга или креста;
-
держит карандаш;
-
умеет строить высокие башни;
-
умеет строить из конструктора простейшие фигуры;
-
может нанизывать бусины на шнурок.
3 года:
-
легко нанизывает бусины на шнурок;
-
начинает осваивать навык работы ножницами.
4 года:
-
навыки работы ножницами улучшаются — можно вырезать простые фигуры;
-
умеет собирать простые пазлы (6–10 кусочков).
5 лет:
-
умеет рисовать, раскрашивать красками (может нарисовать человека со всеми частями тела);
-
может застегивать и расстегивать пуговицы;
-
способен взаимодействовать с мелкими предметами;
-
начинает работать с разными материалами для творчества, такими как глина, цветная бумага и картон, ткани и прочее.
Дарим вам выгоду! Получите приветственную скидку 300 рублей от Huggies на покупку подгузников или трусиков для своего малыша.
Безусловно, развитие каждого ребенка индивидуально и далеко не всегда вписывается в рамки условных «норм» (все же это усредненные показатели). Но есть несколько тревожных знаков, которые обращают на себя внимание и требуют дополнительной консультации врача.
-
В развитии ребенка отсутствует динамика в освоении навыков.
-
В 2 года ребенок не умеет пользоваться столовыми приборами.
-
К 2 годам ребенок не научился строить небольшую башню или собирать пирамидку, четко насаживая кольца на палку.
-
В 3 года у ребенка отсутствует навык снимать с себя одежду.
-
К 4–5 годам ребенок неуверенно держит карандаш в руке или не умеет пользоваться ножницами.
-
Вне зависимости от возраста ребенок перестает использовать (утрачивает) навык, которым овладел до этого.