Правша или левша — как понять?
Отвечает
Карина Петрова
Врач-педиатр, детский невролог и сертифицированный консультант по детскому сну
В раннем возрасте дети используют обе руки для выполнения задач. Предпочтение брать что-то одной, основной рукой формируется с 18 месяцев до 4 лет, но окончательно определяется в возрасте 3–6 лет. Причина различий в праворукости и леворукости неясна, предполагается, что это связано с генетикой, но точные участки ДНК, отвечающие за это, неизвестны.
Предпочтение руки влияет на развитие полушарий головного мозга: у правшей доминирует левое полушарие, у левшей — правое (это называется «межполушарная асимметрия»). Хотя точные причины формирования этой асимметрии неясны, исследования показывают, что она влияет на когнитивные способности. У правшей лучше развиты коммуникативные навыки, а у левшей — способности к анализу зрительной информации.
Как же тогда можно определить ведущую руку у своего ребенка?
Для этого можно попробовать провести несколько несложных тестов:
«Замок»: предложите ребенку сложить руки в «замок» (переплести пальцы). Важно, чтобы задание выполнялось быстро, без лишних раздумий. Как правило, та рука, чей большой палец лежит сверху, является доминирующей.
«Руки на груди»: попросите ребенка скрестить руки на груди. У праворуких людей правая рука лежит на левом плече (предплечье), а левая — уходит вниз; у левшей — противоположная картина: левая рука лежит на правом плече, а правая рука — прячется.
«Рисование». Предложите ребенку одновременно обеими руками нарисовать разные фигуры: круг, квадрат, треугольник. Ведущей рукой ребенок будет рисовать медленнее, но более точно и детально; недоминирующая рука, скорее всего, будет выполнять движения быстро и небрежно.
Кроме того, определение ведущей руки возможно в ходе самого обычного наблюдения за ребенком в быту: какой рукой он предпочитает держать столовые приборы, какой рукой чистит зубы, пересыпает песок в песочнице, достает книжки с полки и т. д. Безусловно, порой выбор руки будет зависеть от условий, в которых ребенок находится (например, какая рука свободна или ближе к цели). Но в большинстве случаев доминирующая рука будет чаще всего выполнять какие-то целенаправленные действия.
Однако существуют люди, которые одинаково хорошо владеют и правой, и левой рукой. Их называют амбидекстрами.
Распознать амбидекстра в своем ребенке можно в случае, если вы замечаете, как в одинаковых ситуациях (например, при письме или рисовании, при выполнении бытовых задач) ребенок использует попеременно то одну, то другую руку, при этом результат деятельности практически одинаковый. В таких ситуациях чаще всего дети становятся «графическими правшами», то есть пишут правой рукой (поскольку в учебных заведениях по традиции детей учат держать ручку в правой руке), а во всех других случаях больше используют левую руку («бытовые левши»).